top of page

12 знаков зодиака и ведический ритуал огня (перевод статьи Дэвида Фроули)

Обновлено: 8 дек. 2019 г.

Нижеприведенная статья предлагает Ведическое обоснование природы и последовательности 12-ти знаков зодиака. Она показывает, как зодиак мог быть придуман как форма Ведического священного действа (ягйи), с точки зрения Ведического видения Богов, слов и элементов. Пока нет полной логической схемы, достаточно будет показать главные аспекты системы. От использования такой модели приоткрываются многие секреты зодиака.


Зодиак и Огненный ритуал (ягйа)

Веды основаны на концепции Агни, или Священного Огня. Это тщательно продуманный Огненный ритуал (Ягйа), который отождествляется со временем (калой), причинной обусловленностью (кармой) и пространством. Этот ритуал определяет всеобъемлющий космический порядок (ритам или Дхарму). Ритуал имеет много уровней, включающих фундаментальный (адхибхутик), психологический (адхйатмик) и духовный (адхидайвик). Фундаментальный уровень отражает Землю, грубые элементы и внешнюю форму священного действа. Психологический уровень связан с Атмосферой, или со срединной областью, и нашими внутренними способностями ума, праной, речью, зрением и слухом. Духовный уровень отражает Небеса, Богов или космические силы, дающие свет, представленные Солнцем, Луной и звездами.

В Ведах Ягйа отождествляется с Создателем (Праджапати или Брахмой), который посредством различных ягий сотворяет мир.

Также ягйа – это деятельность души (индивидуального человеческого бытия или дживы), которая через ягйу получает плоды кармы, соединяясь с Создателем. И Создатель, и душа являются одним Пурушей, или Высшей Самостью. Пуруша – это Вселенная, персонифицированная как человеческое бытие, космический человек или личность. Пуруша отождествляется с Солнцем, которое есть время и Кала Пуруша, или бытие времени.

Существует множество форм Ведической Ягйи. Все они включают предложение молитв, мантр, гхи и пищи священному огню, разжигаемому в определенное время. Ягйи проводятся ежедневно, ежемесячно, ежесезонно или раз в год. Ежедневные ягйи связаны с Огнем и Землей и разжигаются на рассвете, в полдень и на закате. Ежемесячные ягйи связаны с Луной и Атмосферой и зависят от новолуния и полнолуния. Ежегодные ягйи связаны с Солнцем, Небесами, сезонами и равноденствиями.

Цель ягйи – преодолеть эти разделения времени, чтобы достичь Вечности, а также преодолеть различные миры или выйти за пределы пространства. Ежедневная ягйа выводит за пределы дуальности дня и ночи и мира Земли. Ежемесячные ягйи проводятся для преодоления неустойчивости месяца и выхода за пределы мира Луны, или Атмосферы. Ежегодная ягйа преодолевает время и все годичные колебания и выводит за пределы мира Солнца, или Небес. На внутреннем плане такие ягйи приводят нас от ментальных и эмоциональных колебаний к спокойствию чистого сознания или чистому внутреннему свету.

12-ти дневные (двадаша) и 12-ти месячные (годичные) ягйи были очень важными. На самом деле, 12-ый день ягйи считается наиболее значимым – тогда Праджапати сотворил мир. Зодиак можно развить из идеи о 12-ти частной ягйе, ежегодной ягйе, или Небесной ягйе.


Агни и Вайу (Огонь и Воздух) и Миры Земли и Воды

Первый из Ведических богов - это Агни, или Огонь, посредством которого осуществляется ягйа. Также наиболее значимым является Вайу, или Индра, который управляет Воздухом, ветром, праной или духом. Индра считается верховным и обычно возглавляет пантеон богов. Как только огонь разожжен, второе действие Ведического ритуала посвящается Воздуху, или духу. Огонь поднимается к Небесам и затем Ветром спускается на Землю. Агни (Огонь) управляет Индрой или Вайу (Ветер или энергия). Например, первый гимн Риг Веды посвящен Агни, или Огню, а второй – Вайу, или Ветру.

Вайу называют Ишварой, Богом, Создателем или космическим духом, очевидным проявлением Брахмы (пратйакша Брахма – Таиттирийа Упанишад, Шантипатха). Брахма – бесформенная Божественность. Агни идентифицируется с индивидуальной душой и оформленным аспектом Божественности. Тем не менее, космическая форма Агни, как Солнца, идентифицируется с Создателем и Сверхдухом, который так же есть Вайу или Индра.

Каждый из этих двух великих богов имеет свое поле деятельности. Агни – бог Земли (Притхви). Он зажигается на алтаре - в специальном углублении в земле (веди). Огонь сжигает дерево, взятое с Земли. Земля – это и пепел (бхашма), оставшийся после Огня. Вайу – это божество Атмосферы (Антарикша), которое ассоциируется с Водой (Апас) или Океаном. Это не только пространство дождя, но всего движения Вод с Земли в небо и обратно. Воды обозначают также пространство, космические воды. Есть Воды ниже Земли, известные как Поднебесные Воды, через которые Вайу проникает повсюду. Вайу – господин океана (Шукла Йаджур Веда XXVIII.7). Главное действие Индры – умервщление дракона, который препятствует свободному течению Вод в направлении моря.

Соединив Агни (Огонь) и Вайу (Воздух) вместе со связанными и поддерживаемыми ими мирами Земли и Вод, мы получим 4 элемента зодиака – Огонь, Земля, Воздух и Вода. Огненный знак опирается на Земной знак, а Воздушный знак – на знак Воды, как Священный Огонь опирается на Землю, а Ветер – на Воду. Огненные знаки представляют Агни (свет), а Воздушные знаки – Вайу (движение и порядок). Они поддерживаются или удерживаются Земными и Водными знаками, которых они стимулируют. Огонь воспламеняет Землю, а Воздух приводит в движение Воды.


Трехслойная Вселенная

В Ведах говорится о трехчастной или трехслойной Вселенной. Из существующего многообразия трехслойных составляющих, наиболее характерные три мира – это Земля (Притхви), Атмосфера (Антарикша), или Воды (Апас), и Небеса (Дйаус). Бог Небес – Сурйа, или Солнце, который может быть идентифицирован также с Агни или с Вайу, поскольку является источником и света, и жизни. В Брихаддевате Шаунаки обсуждается то, как боги соотносятся с тремя мирами.

Агни и все Ведические боги, помимо основной формы, обладают дополнительными формами во всех трех мирах. Агни, прежде всего, - это Священный Огонь на Земле. Также он есть свет (Видйут) в Атмосфере и Солнце (Сурйа) в Небесах. Каждая из трех форм Агни имеет поддержку на Земле в виде топлива, древесины, в Атмосфере – в виде облаков и на небе – в виде звезд. Три мира Земли, Атмосферы и Небес называются тремя земными мирами, потому что они являются хранителями космического Огня на трех различных уровнях.

Вайу, или Воздух, аналогично имеет три формы в тех мирах. В Атмосфере он представлен громом, воплощением Господа Рудры (Шивы), и других божеств дождя, таких как Маруты. В Небесах он соответствует Индре, который является космическим богом Вайу, и представляет дыхание Солнца, или ветер, исходящий от Солнца. На Земле Вайу соотносится со Священным Огнем и его поддержанием. Все три формы исходят от космического закона (ритам, или Дхармы), который поддерживается Вайу и его движением.

Три мира также называются тремя Водами, или тремя океанами. Каждая форма Вайу соотносится с частичной формой Вод, или океана. Земная или священная форма Агни ассоциируется с подземной Водой, с пещерами и родниками и и гхи (очищенным маслом), предлагаемым Огню. Атмосферный ветер (гром) – это океан, дожди, создаваемые испарениями морской воды. Небесный (солнечный) ветер – космический океан и небесные Воды, которые включают и Млечный Путь. Солнце, подобно лодке, движется по пространству Небесных Вод.

Зодиак базируется на трехчастном разделении четырех элементов. Трехчастное деление знаков отражает Ведическую идею трех миров – Земли, Атмосферы и Небес и трех форм Агни и Вайу.


Четные и Нечетные знаки

Зодиак следует двухчастному делению на четные и нечетные, или женские и мужские знаки. Огненные и Воздушные знаки – все нечетные, мужские, они представляют силу, или энергию. С этой точки зрения, в Ведическом мировоззрении день – это Небеса, а ночь – Земля. День покоится на ночи словно дух – на материи.


Зодиак с точки зрения Ведического мировоззрения

Ведический ритуал начинается с Агни, или Огня, который соотносится с началом, рождением, восточным направлением и восходом. По этой причине зодиак начинается с огненного знака. Огненный знак должен быть креативным, подвижным, активным (кардинальным, или чара), чтобы начать движение времени. Это природа Овна. Качества других знаков (кардинальные – чара, фиксированные – стхира или мутабельные – двишабхава) также соответствуют Ведическим идеям.

Агни возжигается на алтаре Земли, и таким образом Огненный знак покоится на земном знаке, роль которого выполняет Телец. Телец соотносится с землей и ровной поверхностью, покрытой деревьями и растительностью. Телец – это фиксированная Земля, потому что Огонь нуждается в постоянном топливе.

Взаимодействие между двумя знаками учитывает присутствие Воздуха, или Вайу, который представлен Близнецами. Близнецы - электрическая сила Атмосферы, гром (глас Бога). Близнецы связаны с речью, экспрессией и движением. Близнецы показывают базовую дуальность воздуха, или электрической энергии, силу привлекать и отталкивать. Знак Близнецы также изменчив и дуален, т.к. ветер никогда не останавливается в своем движении. Близнецы представляют Дхарму, или закон в царстве атмосферы (психики).

Воздушный знак нуждается в поддержке Водного знака. Эту роль берет на себя Рак как подвижная Вода. Это вода, которая движется из Земного океана к океану Небес и представляет собой океан Атмосферы. По Ведам, Атмосферный океан окружает Небо и Землю и таким образом становится символом воды и мира в целом, мира изначального. Рак – это мать мира. Вайу также связан с Луной и считается ее защитником (Риг Веда X.85.5).

Вторая часть трехуровневого зодиака начинается со Льва, который представляет Солнце в Небесах – Небесную форму Агни, или Огня. Солнце - неподвижный Огонь, потому что является источником постоянного света.

Лев как огненный знак поддерживается Девой, земным знаком. Дева – это Земля, ставшая плодородной под влиянием солнечных лучей. Дева иногда описывается поддерживающей звезды, поле небес. Дева обладает изменчивой, мутабельной, дуальной природой.

После этих двух знаков идут Весы, другой воздушный знак. Весы – это ветер на Земле. Весы имеют отношение к взвешенности и балансу, привлечению и отталкиванию, изначальной дуальности праны или электрических сил в сфере материи. Весы также подвижны и созидательны, как другие кардинальные знаки. Весы представляют Дхарму, которая есть справедливость, священный закон, действующий на Земном уровне. В этом плане Весы противоположны Овну и отражают вторую часть зодиака и параллельное движение жертвоприношения.

За Весами следует Скорпион, подземные Воды, или Земной океан. Это фиксированная Вода, потому что она неподвижна. Скорпион творит впадины и пещеры. Скорпион также указывает на подземный мир, где обитают Асуры (демоны), которые могут разрушить или изменить Ягйу. Асуры часто живут в глубинах океана.

Третья группа знаков начинается со Стрельца, который является светом в Атмосфере. Стрелец – это лук (Дхану) или лук и стрелы. Лук – это символ радуги и стрелы света. Лошадь, с которой связан этот знак, - это символ Праны, или энергии Атмосферы. Свет связан с законом и справедливостью, на которые указывает знак Стрельца. Свет имеет мутабельную, дуальную природу Огня, потому что он всегда меняется.

Атмосферный Огонь, или Свет, загорается на Земле в форме Козерога. Поэтому Козерог связан с возвышенностями – горами, на которые падает свет. Земля становится активной в свете дня, поэтому Козерог – подвижный знак. В Ведах облака тоже соотносятся с горами.

Затем идет Водолей, который своей Вселенской энергией представляет Воздушный ветер в Небесах, включающий космический закон, силу времени и карму. Это неподвижный воздух, потому что он поддерживает всю Вселенную. Водолей – это еще и кувшин с водой (кумбха), который содержит Небесную воду. Он представляет Дхарму – справедливость на космическом уровне.

За Водолеем следуют Рыбы как Вода Небесного океана, который представляет космический океан – начало и конец всего. Рыбы изменчивы и имеют двойственную природу Воды, т.к. знаменуют не только конец одного цикла, но и начало другого.

В Ведах отражена идея потопа, или пралайи, который заканчивает одно творение и начинает другое. Так и зодиак, начинающийся с Огня и завершающийся Водой, имеет глубокий смысл. По этой же причине Ганданта, точки перехода между знаками Воды и Огня считаются опасными. Точки Сандхи – это места разрушения и созидания, в которых энергии зажаты между огнем и водой.


Планеты

Овен, или Земной Огонь, соотносится с Марсом, который является сыном Земли (Куджа, Бхаума или Бхуми путра). Атмосферный огонь, свет Стрельца, соотносится с Юпитером, который и в Ведах, и у греков, является Богом света, грома или дождя. Брихаспати (Юпитер) – Бог грома и дождя, и его свет разрушает Асуров. Небесный Огонь – это Лев. Это демонстрирует три деления мира, времени или космического порядка жертвоприношения. Три огня Земли, Атмосферы и Небес управляют этими тремя делениями.

Земной Ветер Весов относится к Венере, которая показывает силу привлечения и отторжения или Дхарму материального мира. Атмосферный ветер – это Меркурий, который отвечает за электрическую энергию, речь и прану в целом. Меркурий является сыном Луны (Саумйа), которая есть Вода. Небесный Ветер – это Сатурн, который создает пространство, расстояние и разделение, а также управляет движением времени согласно космическому закону Небесной Дхармы. Сатурн – сын Солнца (Сурйа путра), что указывает на его связь с Небесами.

Венера – это Прана, или базовая энергия жизни. Меркурий – это Вйана, или экспансивная энергия жизни. Сатурн – Апана, или энергия смерти. В Ведах Прана связана с Землей и Огнем, Вйана – с Атмосферой, а Апана – с Небесами.


Уровни стихий и Управляющие знаками Планеты

Огонь (Агни), Воздух (Вайу или Индра)

· Земля – Нижний - Марс – Овен, Венера – Весы

· Атмосфера/Воды – Средний - Юпитер – Стрелец, Меркурий – Близнецы

· Небеса - Верхний - Солнце – Лев, Сатурн – Водолей


Формы мира и Управляющие знаками Планеты

Три Земли и Три Океана, или Воды

· Нижний – Венера – Tелец, Марс - Скорпион

· Средний – Сатурн – Козерог, Луна – Рак

· Верхний – Меркурий – Дева, Юпитер – Рыбы


Оппозиции знаков

Знаки образуют пары противоположностей, которые показывают двойное движение жертвоприношения через огонь и воздух.

· Овен (священный огонь – свет на Земле) – Весы (Дхарма на земле)

· Стрелец (свет – свет в Атмосфере) – Близнецы (гром – ветер в Атмосфере)

· Лев (Солнце – свет в Небесах) – Водолей (космический закон)

Огненные знаки отражают свет. Воздушные знаки отражают движение и порядок. Их взаимодействие поддерживает Вселенную.


Планеты и элементы знаков

Одна из проблем зодиака – это соотнесение естественных элементов планет с элементами знаков, которыми они управляют. Все планеты, за исключением Солнца и Луны, управляют двумя знаками: знаками огня и воды или знаками земли и воздуха. С другой стороны, каждая планета управляет природным элементом. Венера, являющаяся по природе водной планетой, управляет знаками Воздуха и Земли. Ведическая система объясняет причину этого. Зодиак отражает порядок Ягйи, не только в плане основных элементов планет. Каждая планета имеет элемент как духа (мужской), так и материи (женский). В качестве Духа выступает огонь или воздух. Как Материя – земля или вода - материальные элементы.

· Марс – подвижный огонь фиксированная вода

· Юпитер – дуальный огонь дуальная вода

· Солнце – фиксированный огонь Луна – подвижная вода

· Венера – подвижный воздух фиксированная земля

· Меркурий – дуальный воздух дуальная земля

· Сатурн – фиксированный воздух подвижная земля


Изображения животных

Ведическая Ягйа происходит посредством разных животных, которые символизируют разные аспекты космического порядка и различные жертвоприношения Священному Огню.

Последним шагом в процессе творения Ведического зодиака будет соотнесение изображений специфических животных с Ведическими природными силами, представленными знаками. В Ведах говорится, что когда Творец создал мир, он взял формы пяти животных, чтобы достичь неба (Шатапатха Брахмана X.2.1). Этими животными были: человек, козел, баран, бык и лошадь, которые представлены в некоторых зодиакальных животных. В действительности, творение – это жертва Творца (Праджапати), который предлагает самого себя самому себе в форме различных созданий.

Бык (вришабха) – это Телец. Лошадь (ашва) – Стрелец. Человек (пуруша) – Водолей. Баран (ави, также называемый меша в Ведах) – это Овен. Овен иногда соотносится с козлом, как с животным, приносимым в жертву огню.

Другие Ведические животные – это: лев (симха – Лев), близнецы Ашвины (Близнецы), скорпион (вришчика – Скорпион), рыба (матсйа – Рыбы), дева или Богиня утренней зари, которая является женой Солнца (канйа – Дева) – не случайно, что Дева следует за Львом. Другой Ведический символ – это торговец (пани), который представляет Весы. Козерога иногда называют крокодилом (макара), оленем (мрига), козлом (аджа) или морским козлом. Ведические Воды или Океан – это Рак.

Другими словами, символы зодиака содержатся в Ведах.

Ведические священные животные бывают трех типов: домашние (грамйа), дикие (аранйа) и человеческие. Зодиак следует той же логике. Домашние животные включают барана или козла (Овен), быка (Телец), лошадь (Стрелец) и, возможно, еще Козерога (козла). Дикие животные – это лев (Лев), краб/ракообразное (Рак), скорпион/змея (Скорпион), крокодил или олень (Козерог) и рыба (Рыбы). Человеческие животные – это близнецы (Близнецы), дева (Дева), торговец (Весы) и человек или личность (Водолей).


Знаки и накшатры

Система накшатр представляет 27 уровней ягйи. Важнейший – это жертвоприношение коня, ашвамедха, с лошадью как символом Солнца и священной головой лошади, означающей Ашвини Накшатру или начало зодиака. Лошадь, ашва, - это символ скорости, времени, энергии и праны. Жертвоприношение коня – ежегодный ритуал, когда лошадь отпускают на волю на период времени длиною в год.

Зодиак кажется все больше похожим на Сарвамедху – Вселенское жертвоприношение и также ежегодное жертвоприношение. Если мы берем Овна как козла, это будет жертвоприношение козла. Аджа, козел, обозначает еще нерожденного а-джа и соотносится с реинкарнированной душой. Козел – наиболее часто приносимое в жертву животное. Его жертва предшествует жертвоприношению коня. Если считать от Стрельца как лошади и от атмосферного Огня как огня в целом, зодиак мог бы превратиться в жертвоприношение коня.

Кроме того, ягйи устраиваются как Огненные алтари. Система накшатр представляет 27 уровней Огненного алтаря. А Знаки – это 12 уровней Огненного алтаря.

Ключ к взаимодействию между Знаками и Накшатрами может быть найден в развалинах Хараппы. Печать Хараппы, датируемая 2400г. до Р.Х., была найдена недавно и отображает оленя и стрелу на одной ее стороне, - символ Мригаширы (Ориона), и скорпиона на другой стороне. Скорпион - противоположность Ориона в зодиаке. Когда один восходит, другой заходит. С.М. Ашфак аргументировал астрономическую основу этой печати в труде «Примитивная астрономия в Индийской Цивилизации». Здесь мы находим один из знаков, соотносимых в Ведическом сознании с накшатрами. Возможно, знаки – это производные накшатр, либо же они использовались уже в те времена как параллельные системы.


bottom of page